воскресенье, 11 февраля 2018 г.

Правила в стихах по русскому языку


На уроках русского языка  я часто использую стихи по заданной теме. Они вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают память детей. На протяжении многих лет собираю и записываю эти стихи.
Имя существительное.
Поиграем в группы слов
Кто из вас играть готов?
Пёс, петух, корова, кошка,
Кукла , мячик и картошка,
Лук, редиска,  огурцы,
Молоток, топор, щипцы,
Платье, юбка и рубашка,
Бак, стакан, кастрюля, чашка.
Подбери ещё названий
Овощей, одежды, тканей,
Фруктов, мебели, цветов.
Улиц, речек, городов!
Собственные имена существительные.
Буква обычная выросла вдруг
Выросла выше букв-подруг
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая- совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!

Имена, фамилии, клички, города
Все с заглавной буквы
Пишутся всегда.
Начинает буква важные слова
Иванова Алла, Тула и Москва.
Падежи имён существительных.
Спросили  Лежебокина:
- А ну-ка , расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным –давно все школьники
Их знают назубок,
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина,
Пусть им сперва учёные
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться, а тем более
Творить я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю
Давать , делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок.
Приходится выдумывать
Какой – нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да переделка кажется,
Серьёзная нужна.
А сам ты мог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец,
Простительный!

У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей.
Они приходят чередой,
За словом в бой готов любой!
Вверяют окончаниям,
Судьбу и жизнь свою!..
И про своё призвание
На ушко им пою.
- Я, ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?-
Ни с чем не спутает никто.

-А я падеж РОДИТЕЛЬНЫЙ,
Характер мой- общительный,
КОГО? ЧЕГО? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И «с» и « до»  и « у»  и « из» -
До   неба вверх и с неба вниз
Похож я на ВИНИТЕЛЬНЫЙ
Бываю иногда.
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
- Я называюсь ДАТЕЛЬНЫМ,
Работаю старательно.
КОМУ отдать ? к ЧЕМУ призвать? –
Лишь только я могу сказать.
С предлогом «к» порой дружу,
Но и один гулять хожу.

- А я ВИНИТЕЛЬНЫЙ падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю
Для них пятёрки я ловлю.
КОГО позвать, во ЧТО играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить
Но и без них могу прожить.

- А я ТВОРИТЕЛЬНЫЙ падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творить!  - ЧЕМ?  Творить – с КЕМ?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам « перед», « под» и « над»
В любой момент я очень рад.

  - А я падеж ПРЕДЛОЖНЫЙ,
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил
О КОМ ,  о ЧЁМ я говорил?
Ах, да, нужны предлоги.
Без них мне нет дороги,
Пусть будет « в»  и « о»   и « при» -
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чем мечтать и в чём гулять.
Правописание безударных гласных в корне.
Безударный гласный звук
Разберёшься с ним не вдруг
Г(о,а)ра, м(о,а) ря, тр(а,о)ва, д(е,и)ла
Как правильно писать слова?
-Чтобы не было сомненья,
Ставьте звук под ударенье
Горы, море, травы, дело
А теперь пишите смело.
Правописание парных глухих и звонких согласных в корне.
Парные согласные
Самые опасные
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С
Если слышишь парный звук
Будь внимательным мой друг!
Парный сразу проверяй
Слово быстро изменяй
Уж-ужи. Труд- труды
Ёж-ежи, мост- мосты.
Парные согласные- самые опасные!
В корне ты их проверяй-
Рядом гласный подставляй!

Ложка, лодка, рыбка, грядка,
Шубка, щепка и тетрадка,
Мышка, шишка и рубашка,
Книжка, кружка, промокашка.
Слово смело изменяй –
Рядом гласный подставляй:
Ложек, лодок, рыбок, грядок,
Шубок, щепок и тетрадок
Мышек, шишек и рубашек,
Книжек, кружек, промокашек!
Все напишем правильно
И запомним правило:
Парный в слове проверяй
Рядом гласный подставляй!
Парные согласные- самые опасные
Стог- стога, гриб-грибок
Вот и кончился стишок.
Непроизносимые согласные в корне.
Поздний, звёздный и окрестный,
Здравствуй, областной и местный,
Сердце, солнце и участник
Чувство, лестница и праздник.
Научись  слова читать
И запомни. Как писать!

Вкусный, гласный, интересный
Безопасный и небесный,
И чудесный и прекрасный,
И ужасный и напрасный.
Этих слов не забывайте
Букву  Т  в них не вставляйте.

Грустный, радостный, несчастный
И прелестный и ненастный
Злостный, постный, частный, местный
Неизвестный, устный. Честный.
Этих слов не забывайте
При письме в них  Т вставляйте.

И ужасно и опасно
Букву  Т писать напрасно
Всем известно, как прелестно
Букву  Т  писать уместно.
Правописание гласных не проверяемых ударением.
Корова, огород, солома
Горох, мороз, потом , ворона,
Портрет, костёр и молока
В словах запомни букву О.

Восток, гореть, пожар, костёр
Вокзал, порог, портрет, шофёр
Шоссе, солома, хорошо –
В словах пишите букву  О.

Кастрюля, капуста, арбуз и стакан
Канава, картина, сарай, барабан
Автобус, машина, гараж и балкон
Пиши с буквой  А , как и слово закон.

С буквой  Е умей писать
Инженер, метро, тетрадь
Ученик, четыре, чёрный
Жёлтый, шёлковый, учёный
Север, иней и декабрь
И берёза и сентябрь.

С буквой  И писать умей
Ничего, ничья, ничей
Диван. Пианино, рисунок, пион
Пингвин, сирота, кипяток и бидон
Гирлянда, фиалка, сирень и лимон
Милиция, митинг, пилот, миллион
Минута, нигде, никогда, никуда –
Все  с  И безударною пишем всегда.
Сочетания ЧК, ЧН.
Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:
Ёлочка и белочка.
Тучка, щучка, стрелочка,
Бочка, бочка, спичка,
Речка, ручка, птичка,
Шуточка, минуточка,
Свечка, печка, строчка.
Булочка и точка –
Мы теперь наверняка
Назовём слова  с  ЧК.

Точный, срочный,
Личный, вечный,
Скучный, шуточный, сердечный,
И ручной, и речной,
И обычный и ночной
Никогда в таких словах
Не пишите  мягкий знак.
Поделиться…

Комментариев нет:

Отправить комментарий